Агротуризм в Беларуси
Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь в Юровичах
По археологическим данным славянское поселение на месте современных Юрович появилось в конце 10 века, хотя первое письменное упоминание о них датируется началом 16 века. Впоследствии село получило статус местечка. Оно входило в Мозырский повет Минского воеводства ВКЛ, застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге из Мозыря в Лоев. Во второй половине 17 века тут обосновались представители католического ордена иезуитов, с деятельностью которых связано появление в Юровичах чудотворной иконы Божией Матери и возведение здесь храмового комплекса. Эта икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертной комиссии искусствоведов, была написана предположительно в начале 17 века на территории Речи Посполитой, в ее белорусской или украинской части, т.к. в оформлении образа заметно сильное влияние православной иконописной традиции. 8 Первое упоминание о ней относится к 1630 году, когда она была в собственности коронного гетмана и краковского каштеляна Станислава Концепольского (1591-1646). Это был выдающийся государственный и военный деятель своей эпохи, одержавший немало побед над шведами, татарами и русскими. Удачливый полководец, он, однако, в 1628 году под Переяславом потерпел страшное поражение от украинских казаков. Как свидетельствовал современник летописец Самуил Величко, казаки поляков «…всех почти до единого побили и знамя их гусарское стрельбою все подиравили». В руки победителей попала вся польская артиллерия и обоз, немногие уцелевшие (и коронный гетман в их числе) искали спасения в бегстве. Казаки уже почти настигли С.Канцепольского, предвкушая, как они посадят столь знатную персону на кол. По семейному преданию, в отчаянии каштелян вознес горячую молитву о своем спасении Божией Матери – и свершилось чудо, преследователи отстали. Возможно, именно тогда по специальному заказу С.Концепольского для него была написана или приобретена икона Божией Матери, с которой военачальник уже не расставался во всех своих походах и боях.
После кончины С.Концепольского икона в 1653 году была передана его родными в иезуитский коллегиум города Бар, на Подолии. Потом она перешла в иезуитский коллегиум г.Львова, где впервые священнослужителями и верующими было замечено, что после искренней молитвы перед ней совершаются многие чудеса.
Один из членов львовского коллегиума молодой ксендз Мартин Торовский был направлен в 1661 году своим руководством для проведения миссионерской деятельности на Волынь. Перед отъездом ректор коллегиума вручил ему чудотворную икону Божией Матери. Проведя 12 лет в разъездах по Украине и Беларуси, М.Торовский весной 1673 года прибыл в Юровичи. По преданию, проведя тут некоторое время, он отправился в дальнейший путь. Но вдруг на выезде из местечка произошло неожиданное. Его кони встали как вкопанные и ничто не могло их заставить сдвинуться с места. Пораженный священник вдруг явственно услышал глас Божией Матери, которая сказала, что ее чудотворный образ должен остаться в Юровичах для укрепления здесь христианства.
Проповедник остался в Юровичах и вскоре с помощью местных жителей построил здесь на горе каплицу. Она была освящена 8 сентября 1673 года, и сюда торжественно была помещена чудотворная икона. С этого времени и до наших дней она считается покровительницей и заступницей Юрович и всего Мозырского Полесья, ее одинаково почитают как католики, так и православные.
18 марта 1674 года, как гласит запись в делах мозырского суда, владелица половины юровичского имения Барбара Юдицкая за 10 тысяч польских злотых уступила ее Овручской иезуитской коллегии. В этом же году иезуитам досталась и вторая половина имения – в дар от владелицы Марианны Котарской. В 1680 году глава украинских иезуитов Бартоломей Возовский учредил в Юровичах постоянную миссию своего ордена и сформировал тут причт священнослужителей при чудотворном образе Матери Божией.
Первый суперприор миссии М.Торовский скончался в Юровичах 20 апреля 1684 года и был здесь похоронен. К этому времени в местечке на месте каплицы был выстроен деревянный костел, при нем здание миссии, в котором постоянно проживали несколько иезуитов.
Между тем слава о чудесах, творимых Юровичской иконой Божией Матери, распространилась по всей Речи Посполитой. Этому значительно содействовала изданная в 1742 году в г.Познани книга суперприора Юровичской иезуитской миссии «Криница ласк духовных Девы Марии с гор Юровичских». (В 1755 году издание было повторено в г.Несвиже).
В этом богословском сочинении, состоящем из 14 глав, приведено множество подробных примеров чудесных спасений, исцелений и других богодеяний, связанных с заступничеством Матери Божией. Вот лишь некоторые из них. В 1686 году у юровичского прихожанина Пригородского умер горячо любимый сын. Горе родителей было безмерно. Когда тело покойного уже укладывали в гроб, родители упали крестом подле него, со слезами прося Бога и Матерь Божию о помощи. И вдруг на глазах множества собравшихся на траурную процессию людей произошло великое чудо: сын ожил и встал из гроба.
23 августа 1724 года при пожаре в усадьбе мозырского земского писаря Теофила Ленкевича задохнулся от дыма и умер его малолетний сын. Перед похоронами родители ребенка зажгли свечи и, преклонив колени, долго и горячо молились перед образом Божией Матери, прося вернуть им сына. И молитвы были услышаны – ребенок воскрес. Бывшие свидетелями этого чуда родственники и соседи Ленкевичей радостно славили Богородицу.
В 1730 году юровичский житель Рутковский, переправляясь на лодке через Припять, случайно перевернул ее и начал тонуть. Люди, видевшие это с берега, бросились его спасать, но после длительных поисков так и не нашли. Тогда они обратились с молитвами к Матери Божией, и она вновь явила чудо: Рутковский сам невредимым вышел из реки на берег. Верующие были искренне убеждены, что от этого чудотворного образа исходит особая благодать и целительная сила, способная спасти в безвыходной ситуации, освободить душу и тело человека от различных недугов.
Уже с 70-х годов 17 века появляются посвященные Юровичской чудотворной иконе специальные молитвы, духовные песнопения, проповеди и стихотворения, ей приносятся богатые дары. Так, в 1694 году прихожанин Грохольский сделал в казну Юровичского костела большой денежный взнос за выздоровление своих сыновей, в 1696 году прихожанин Шукшта с женой пожертвовали драгоценный перстень за возвращение здоровья, в 1731 году офицеры коронных войск Михаил Рожановский и Язеп Веселовский – также значительный денежный вклад за исцеление от полученных в бою ран.
Случались и иные примеры благодарности. В 1676 году киевский градоначальник Якуб Санковский, немало, очевидно, нагрешивший на этом посту, подвергся Божьей каре за отход от Святых заповедей. У него начались сильные навязчивые видения чертей, которые хватали его и тащили за собой в пекло. (Судя по клиническим признакам, воевода допился до белой горячки). Никакие снадобья местных и заморских лекарей не помогали. Однако на счастье градоначальника один из знакомых посоветовал ему обратится к Матери Божией Милосердной. После искренней покаянной молитвы и принятия обета паломничества в Юровичский храм навязчивые видения разом исчезли. Обрадованный Я.Санковский сразу же направился для поклонения чудотворной иконе. Доехав до границы Мозырского повета, он слез с коня и оставшийся путь в 9 миль (ок. 60 км) проделал на коленях.
Впоследствии градоначальник оставил свой пост и вступил в монашеский орден францисканцев. Кроме книги Ф.Колерта творимые Юровичской чудотворной иконой благодеяния фиксировались местным клиром в специальных «квотах», которые хранились в главном алтаре храма.
Уже во второй половине 19 века последний юровичский ксендз Гуго Годзецкий, предвидя скорое закрытие царскими властями своего костела, решил сохранить чудотворную икону Божией Матери для потомков. По его просьбе талантливая художница из м.Деречин Ядвига Кеневич изготовила точную копию иконы и каноник тайно заменил ей оригинал. Настоящую чудотворную икону он передал на сохранение своей прихожанке, очень набожной Габриэле Горват, жене предводителя дворянства Речицкого уезда. Через несколько месяцев после этого костел был закрыт и впоследствии передан в православную епархию. При этом бывший костел был освящен по православному обряду, после чего, согласно христианским канонам, чудодейственная сила чудотворного образа передалась и его копии (списку). Характерно, что известный М.Н.Муравьев («Вешатель»), генерал-губернатор белорусских губерний, принимавший решение о закрытии юровичского костела, лично распорядился о чудотворной иконе.
В своем письме Минскому губернатору он уточнил: «…принимая во внимание то обстоятельство, что икона, которой приходят поклоняться православные, как принадлежность церкви должна оставаться в ней…». Габриэла Горват два десятилетия тайно хранила святыню у себя, а незадолго до своей кончины в мае 1885 года поехала в Краков и передала чудотворный образ в местный иезуитский коллегиум. С иезуитов она взяла письменное обязательство вернуть икону в Юровичи, когда там вновь появится костел. В настоящее время оригинал чудотворной иконы находится в костеле Св.Барбары в Кракове.
Изготовленный Я.Кеневич список чудотворной иконы находился в юровичской церкви с 1865 по 1930 год, вплоть до закрытия храма. После этого он долго хранился в семье бывшего местного церковного старосты Лапусты, некоторое время в одном из гомельских музеев, а ныне находится в главном алтаре мозырского католического костела Св.Михаила Архангела. Третий список Юровичской иконы Божией Матери Милосердной был чудесным образом обретен 24 апреля 2006 года в самом юровичском православном мужском монастыре. После проведения в Минске научно-искусствоведческой экспертизы и реставрации список образа был возвращен обратно в монастырь.
Минской епархией Белорусской Православной Церкви принято решение о ежегодном проведении в праздник Похвалы Богородицы крестного хода в Ее честь из Мозыря в Юровичи и торжественных богослужений. 10
До нас дошла написанная на польском языке молитва, обращенная к Юровичской иконе Божией Матери (время написания и составители неизвестны). В переводе она звучит следующим образом.
«Господи! Ты, который после непорочного зачатия Девы Марии уготовил Сыну своему достойное обиталище, просим Тебя, чтобы так же, как и Ее после смерти Сына от всяческих бедствий сохранил и нам вслед за ней позволил безгрешными перейти к Тебе. Ради Сына Твоего Иисуса Христа, который живет и царствует с Тобой на веки веков. Аминь».
Местонахождение: Гомельская область
GPS координаты: 51.94222, 29.53306
Категории объектов: