История Полоцкого княжества

2016-10-21

Первые летописные упоминания Полоцкого княжества относятся к сведениям о скандинавских варягах. Оно располагалось на легендарном пути «Из варяг в греки», и впервые о нем упоминается еще в 5-6 вв. нашей эры в хрониках «Деяния данов», где рассказывается о короле Фроди Первом и о его захватническом походе на Полоцк. В древнейших русских летописях о нем впервые говорится только в 862 году в дошедшей до нас «Повести временных лет».

К сожалению, непосредственно «Полоцкие летописи» были утеряны, когда был разрушен первый Софийский собор, поэтому большую часть исторических эпизодов можно почерпнуть исключительно из сохранившихся скандинавских хроник. Так, например, София, княжна минская, не упоминается ни в одной русской летописи, однако при этом она хорошо известна в западных исторических источниках, таких как генеалогия средневековых датских королей, сочинения, написанные Саксоном Грамматиком или знаменитая «Сага о Кнютлингах». Там она известна, как королева датская и жена короля Вальдемара I Великого.

Среди всех русских городов, таких как Новгород, Муром, Ладога, Белозеро, Киев, Изборск и Ростов – скандинавы особенно выделяли Полоцк за то, что он быстро набирал политический вес. Полоцкое княжество было несколько обособлено от Киева из-за Сарматского моря (море Геродота), которое некогда покрывало все Полесье. Это море все еще наносилось на карты того времени до 16 века, и на его побережье располагалась историческая Литва.

Первым исторически известным князем Полоцка называют Рогволода (920-978). После него не осталось ни одного прямого и законного наследника мужского пола, так как Рогволод и его сыновья были убиты киевским князем Владимиром, а его дочь Рогнеда насильно взята в жены. Рогнеда родила от Владимира сына Изяслава, однако не простила мужа за смерть близких и попыталась убить его, но ее покушение не увенчалось успехом. Маленький Изяслав встал на защиту своей матери с мечом в руках, и Владимир отослал обоих на родину, где они основали город Заславль и положили начало новому роду полоцких князей Изяславичей, которые позднее постоянно враждовали с Ярославичами – потомками младшего сына Владимира, Ярослава Мудрого. В дальнейшем, во всех летописях, детей и внуков Изяслава никогда не называли Владимировичами или Рюриковичами.

В то время, как крещение Руси было связано с именем Владимира Красного Солнышка (тем самым киевским князем), Полоцкое княжество крестил миссионер Торвальд Кодранссон (Торвальд Путешественник). Именно он основал в городе Полоцке монастырь святого Иоанна Крестителя, и, согласно исландским сагам, там же и был похоронен.

11 век считается веком расцвета Полоцкого княжества. Сын Изяслава, Брачеслав основал город Браслав на землях между Десной и Западной Двиной, которые присоединил к княжеству. Во время его правления началось строительство Полоцкого Софийского собора. Он был построен по образу и подобию патриаршего собора Св. Софии в Константинополе, так же, как и собор в Киеве и Новгороде. В летописях и сагах сохранились сведения о постоянном противостоянии князя Брачеслава с Ярославом Мудрым.

Самым известным полоцким князем, вне всяких сомнений, был Всеслав, сын Брачеслава. Во время его почти шестидесятилетнего княженья было закончено строительство Софийского собора. Он часто упоминается в восточнославянском фольклоре и в «Слове о полку Игореве», как оборотень и чародей. Продолжая традицию своего отца, он продолжил противостояние против Рюриковичей и разграбил Новгород, а также осаждал Псков. Ему противостояли трое сыновей Ярослава – Всеволод, Святослав и Изяслав, и кровавый бой на реке Немиге (1067 г) вошел во многие хроники. После битвы Всеслав Чародей был приглашен в Киев, где его вероломно пленили, однако городское вече освободило его и назвало киевским князем. Его правление считается наиболее высокой точкой расцвета Полоцкого княжества, но еще при жизни он поделил свои земли между сыновьями, а те позднее поделили их между своими детьми.

На землях Полоцкого княжества установилась феодальная раздробленность, и возникли более мелкие княжества, такие как Городцовское, Стрежевское, Логойское, Изяславское, Друцкое, Витебское и Минское. Последним долгим княженьем в Полоцке было правление Рогволода-Бориса, однако к этому времени власть князя была сильно ограничена городским самоуправлением. Об этой реформе власти упоминается в «Хронике Литовской и Жмойтской». Все это время продолжается война с Ярославичами, и в результате битв полоцкий князь был пленен и выслан в Византию.

Помимо Софийского собора, памятника тех событий, до наших дней дошли такие артефакты того времени, как Борисовы камни – валуны, на которых выбиты христианские символы.